Ведомости: комментарий "Новый космос" по теме ЭПР в Арктике для беспилотников
Минэкономразвития совместно с «Росатомом» готовит введение экспериментального правового режима (ЭПР) для эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) в акватории Северного морского пути (СМП) и на сухопутных территориях Арктической зоны России.
ЭПР станет инструментом для тестирования технологий в условиях, где стандартные нормы отстают от прогресса, пояснил гендиректор аэрокосмической корпорации «Новый космос» Антон Алексеев. Компания АК «Новый космос» является разработчиком радиолокационных БПЛА для мониторинга труднодоступных территорий и поддерживает инициативу Минэкономразвития по внедрению Экспериментальных правовых режимов (ЭПР) в Арктике и на Северном морском пути.
1. Для чего нужны ЭПР в этих зонах? Что планируется обрабатывать в рамках предполагаемых режимов? ЭПР позволят оперативно тестировать и внедрять передовые технологии БАС в условиях, где стандартные регуляторные нормы не успевают за технологическим прогрессом. Направлениями применения с нашей точки зрения БПЛА в рамках ЭПР:
Мониторинг ледовой обстановки (радиолокационные дроны способны круглосуточно отслеживать динамику льдов, что критически важно для судоходства по СМП).
Контроль инфраструктуры – диагностика трубопроводов, портовых сооружений и других объектов в условиях полярной ночи и сложной погоды.
Экологический мониторинг – обнаружение разливов нефтепродуктов, оценка состояния вечной мерзлоты.
Поисково-спасательные операции – быстрое развертывание в труднодоступных районах.
Что может быть проработано в рамках ЭПР:
Упрощенные разрешения на полеты BVLOS (Beyond Visual Line of Sight).
Упрощенные процедуры сертификации БАС для Арктики.
Специальные требования к оборудованию (устойчивость к экстремальным температурам, защита от обледенения).
Вопросы интеграции с системами управления воздушным движением (УВД) в Арктике.
2. Насколько российские дроны подходят для таких регионов? Насколько сложнее будет запустить предлагаемые ЭПРы с учетом климатических условий соответствующих регионов? Российские дроны теоретически пригодны, но требуют доработки. ЭПР поможет выявить слабые места и ускорить внедрение технологий. Однако климатические и инфраструктурные условия значительно усложнят развертывание систем. Проблемы очевидны: низкие температуры (–50°C), которые сокращают время работы аккумуляторов; слабая навигация (проблемы с GPS/ГЛОНАСС в высоких широтах); имеется вопрос ограничения связи – и нужны альтернативные каналы (спутники, радиосвязь), и другое.